vit_r: default (Default)
vit_r ([personal profile] vit_r) wrote2021-07-24 10:02 pm
Entry tags:

В тени Покемонов

Самый нудный день в Чанъяне

Блог начал приобретать депрессивные черты, надо бы разбавить другими темами. Писать серьёзное не хочется, так что про искусство.

Периодически смотрю китайский storytelling, aka. наративное искусство, чтобы определить, готовы ли они к захвату мира. (Нет, не готовы.)

Древнекитайские произведения в академическом переводе ужасно занудны. Даже, если речь о какой-нибудь притче. Если же продираться приходится через фундаментальный труд, даже литературный, то скука начинает грызть практически сразу.

Сейчас посмотрел фотографии из музея Reitberg и решил, что темы лучше всё-таки не мешать. Но одну картинку я всё-таки вставлю.

IMG_2069_Zürich_Museum_Reitberg_2020-11-15_800x600

Вот примерно такие у меня ощущения от китайского искусства: банальный сюжет, кривое исполнение, масса мелких бессмысленных деталей, невнятная композиция и длиннющие -- не пришей кобыле хвост -- натужные попытки навести на всё на это философию.

Ощущения этого новинки китайского искусства совершенно не меняют, но иногда пробегают мимо люди с криками "Удалось!", "Смогли!", "Прорыв!", "Гениально!!!"

На этот раз решил потыкать палочкой сериал про цифровой концлагерь династии Тан. (The Longest Day in Chang'An, 2019).

Ужасно занудная вещь, но если знать, на что и как смотреть, ужасно смешная.

Сценаристы считают рекламу видеокарт сюжетообразующим элементом, погони идут прыг-скок по крышам, в ответственный момент персонажи останавливаются и начинают нудеть (см. выше "китайская философия"), причём не всегда это флешбеки, паузы на пожрать и поболтать случаются чуть ли не во время погони.

Естественно, следующим по частоте применения из сюжетообразующих элементов следуют неожиданные повороты.

-- Ура! Мы победили всех врагов!

-- Стоп! У нас ещё тридцать серий!

-- Что же делать... Что же делать... Нам срочно нужен рояль в кустах!

Видимо, это как-то связано с процессом создания оригинального романа, когда набравший популярность автор должен вытягивать из первоначальной идеи новые сюжетные нити, не взирая на логику предыдущего повествования.

Сама расстановка персонажей интереса не представляет.

Есть злодейские злодеи, которые всё проваливают, потому что вместо работы на результат, пытаются демонстрировать своё злодейство. В голливудах это глупо, в китайских попытках повторить ещё и занудно. Потому что они не просто рассказывают о своей злодейской сути, а начинают её обосновать (см. выше "китайская философия").

Есть детектив типа Плохой Парень, ради Добра совершающий поступки гаже чем у злодеев, плюющий на все законы и обладающий сверхспособностями от выносливости до безотходного переваривания всей сожратой пищи. (А жрёт он часто и много.)

В воде не горит, в огне не тонет, по неубиваемости превосходит истинных вампиров.

Дальше начинается интересное, потому что при копировании с голливудов у китайцев случились некоторые траблы.

Заходя в Зловещий Тёмный Дом бравый полицейский времён династии Тан выхватывает из кобуры... арбалет.

Но с нормальным арбалетом прыгать по крышам не здорово, ибо при кульбитах конструкция будет бить по заднице и стукать по башке.

Потому, заходя в Зловещий Тёмный Дом, бравый полицейский времён династии Тан выхватывает из кобуры складной арбалет.

То есть, с инженерной точки зрения бравый древний китайский коп воюет со злобными древнекитайскими террористами китайской игрушкой с резинкой от трусов. Что, конечно, не мешает в кувырке валить расходного злодея одним выстрелом.

Массовые сцены представляют из себя сложнейший китайский балет. Куча народа стоит, потряхивая мечами, и напряжённо ожидает, когда герой закончит бить морду очередному расходному, чтобы красиво махнуть железкой мимо него и попасться на болевой приём.

При наличии колющего, дробящего, режущего и протыкающего персонажи предпочитают заблокировать оружие и предаться голливудскому мордобою.

То есть, оно тянуто без корней. При всех физических сверхспособностях и беличьих прыжках по крышам никаких пяткой-в-лоб. Всё кулаками, болевыми и удушающими. Если врага и ткнут до крови, то не мечом, не ножом из-за голенища сапога, а натужно выдернутым из доски гвоздиком, случайно подвернувшимся под руку, во время борьбы в партерной позиции.

И не то, чтобы на экране мало порезанных и проткнутых. Китайские приключения -- это кровь рекой как на скотобойне. Но, если, герой достал из ножен и крадётся, держа наперевес, то в контакт он вступит уже руками.

Впрочем, всё это банально. Интересна в сюжете борьба старых партийцев, желающих делать всё по старинке с молодыми технократами. Потому у беспринципного древнего копа есть принципиальный комиссар-даосист, возглавляющий Комитет Госбезопасности.

Независимый Комитет Госбезопасности, на который зарятся и партийные, и военные.

Но комиссар -- не просто молодой партиец, а Проводник Новых Технологий. Которые должны победить старые интуитивные методы.

Над древней китайской столицей воздвигнуты башни.

В них сидят наблюдатели, стрелки и связисты.

Но проблема в том, что в древние времена не было радиосвязи. Даже с электричеством были проблемы. (Хотя, взрывчатку террористы применяют, и в её основе не порох.)

Проблема решена оригинально. Локально сообщения передают бегающие с криком "Разойдись!" курьеры, и барабаны. Целеуказание идёт дымовыми шашками и дымовыми же ракетами.

А между башнями передача идёт кодом. Два ряда по шесть квадратиков. Шторки которых двигаются вручную. Одним человеком.

Причём, плотность информации огромна, потому что наблюдатель на другой башне читает это в реальном времени, а писец записывает сообщение на двух дощечках иероглифами. (Потому курьер сначала рапортует устно, потом даёт секретное сообщение прочитать, а потом отвечает на разнообразные дополнительные вопросы получателя, которые нужны по сюжету, но на дощечки иероглифами не влезли.)

Однако, секрет Комитета Госбезопасности не в этом. У них есть База Данных. Которая всё обо всех знает. (Опять же, сообщения со всего города стекаются в эту базу в реальном времени.)

Потому молодой партиец считает, что контролирует ситуацию.

Самый длинный день в Чанъане_2019_Числа

Базой данных заведует Chief Data Analyst & Chief Information Officer (CDA&CIO). Помесь гугла с искусственным интеллектом, причём всё вручную, иероглифами, в свитках и книжках-раскладушках.

Самый длинный день в Чанъане_2019_Данные

CDA&CIO совершеннейший образец нерда-программиста. Потому, конечно, стоило бы смотреть это в переводе роботов, которые для древних терминов подберут современные обозначения, более соответствующие тому, что было у автора в голове перед погружением этого всего в древнюю эпоху Тан.

Самый длинный день в Чанъане_2019_Каждый файл

Третьим важным сюжетообразующим элементом является мешанина. Если что-то можно впихнуть в сюжет, то оно впихнуто. Не смотря на логику, историю и здравый смысл. А потому Diversity and Inclusion.

Самый длинный день в Чанъане_Cтарик Гэ

Империя Тан -- это расцвет и период наивысшего могущества Китая, но, пардон, по сюжету это самое начало династии -- седьмой век нашей эры. Ни самолётов, ни пароходов. Скорость передвижения -- двадцать километров в день.

А у нас посреди столицы сидит представитель Африки. Причём, у этого афро-китайца в управлении небольшая мануфактура, без остановки выпекающая золотые слитки.

И, кончено, китайский сценарист -- младший брат голливудского сценариста. А потому BLM.

Самый длинный день в Чанъане_2019_BLM

К концу первой трети с Базой Данных начинаются сюжетные траблы. Вместо воспевания новейших технологий слежки и контроля автор создаёт в коллективе аналитиков раскол, который приводит к изгнанию CDA&CIO.

Зигзаг сюжета приводит на десятой минуте пятнадцатой серии к описаниям важности цены хранения данных (см. выше "китайская философия"). И прославлению китайских стартапов, создающих новейшие технологии древнего мира, а с ними и китайских стартаперов, готовых ради прорывного стартапостроения на трудности, лишения, непонимание окружающих, переработку и преступления законов.

Впрочем, автор уже к середине сюжета (а у нас это один день) запутывается в смысле сетей передачи данных, систем их хранения и пользе самого их анализа, а потому Базу Данных сжигает нафиг вместе с её мозговым центром, полностью сваливаясь в нуарные скитания по тёмным закоулкам и уничтожение масс врагов. (После избавления от расходных злодеев Силы Зла оказываются в дефиците, а потому для создания трудностей древнему копу эпохи Тан автор натравливает на него армию, полицию и тайный сыск.)

Также в середине сюжета начинаются полнейшие непотребства.

Самый длинный день в Чанъане_2019_Принц Персии

Естественно, не досмотрел.

Нет, до магии не дошло. Но просится.

Чтобы не разводить лишних постов, та же проблема в советском искусстве.

Широко известный в узких кругах [livejournal.com profile] alexander_pavl, презирающий техническую интеллигенцию за её бородатое "Солнышко Лесное"™, против [livejournal.com profile] moskovitza, которая написала упоминавшиеся тут Twilight in the Underworld с «Ночи Председателя» до «Юркиных рассветов» и Мэри Поппинс и британский криптоколониализм, а также много чего ещё не менее интересного.
alexander-pavl
«Петя и Красная Шапочка» - с детских лет культ для меня, не меньший, чем «Чипполино» и «Шайбу! Шайбу!» Дёжкина. История мальчика, проваливающегося в известный ему сюжет и меняющего происходящее по своему разумению, завораживала меня. Разумеется, когда я был простым советским ребёнком, я не мог оценить по достоинству этот мультфильм. Я дорастал до него постепенно, с каждым новым просмотром открывая какие-то новые детали, какие-то новые смыслы. Это умное кино. Постмодернистское – сказали бы в девяностые годы.

[...]

В «Пете» мальчик, собирающийся совершить мелкое правонарушение, попадает в иной мир и тут же начинает преобразовывать этот мир в соответствии со своими моральными и эстетическими представлениями. Средством преобразования ему служит почти непрерывная коммуникация с другими персонажами. Петя манипулирует окружающими, буквально забалтывая их.

[...]

В «Ивашке» скромно сидящего за столом тюленеобразного мальчика выхватывают и бросают в сказку про Бабу Ягу. Ваня не вступает в разговоры с другими персонажами. Быстро прояснив ситуацию, он прерывает контакт со своей похитительницей и деловито концентрируется на создании разнообразных гаджетов, которые должны так или иначе вывести из игры его противников. Никаких эмоций, равно как и любопытства, Ваня при этом не проявляет. Перед ним стоит задача, и он ее решает. Диалога, в сущности, нет. Почти весь текст, произносимый в мультфильме – монолог слабой беспомощной старушки [которая всего лишь хотела его съесть -- vit_r -- впрочем, см. Хреновые родители в Великой Литературе / 7 kB / 2019-04-17], непрерывно сыплющей нелепыми угрозами. Да и злодеи, являющиеся к ней на подмогу, выглядят довольно жалко.

moskovitza
"Мальчик и ведьма" и "Красная шапочка" - это детальные описания мужского и женского посвятительных обрядов. Рассматриваемые анимационные версии - истории псевдо-инициации и контринициации.

Петя Иванов - либертин, агент контринициации, бросающий вызов примордиальной традиции. Петина цель (вполне сознательная; ведь, зная сюжет сказки, он знает и конец) - сбить Шапочку с пути к ритуальной хижине, где ей должна открыться женская тайна, не дать свершиться обряду перехода (ритуальной дефлорации и выходу бабочки из кокона), чтобы стать ее "настоящим пионером" ("пионер - значит первый"). Петя - классический пикаро, «промышляющий девственностью» (на середину 50-х приходится бум переизданий плутовских романов в СССР), а кульминацией контринициатической оргии является разнузданное травестийное кабаретное выступление, которому он увлеченно отдается.

Ваня Уфимцев - труЪ-нёрд, эмоционально неразвитый "юный техник", применяющий в условиях неопределенности аналитический подход. Попав в классическую ситуацию "забрали в армию", он безошибочно считывает ее как попытку разводки - псевдо-инициации, характерной для криминальных сообществ (армия, тюрьма, околофутбол, АУЕ и т.п.), и включает режим "боевого нерда". Именно и только знание русской хтони ("фишка" Успенского) в сочетании с бытовой прошаренностью "инвалида быта ССР" конца 70-х годов делает Ванину стратегию противостояния дедовщине успешной (фильм следовало бы снабдить дисклеймером для непрокачанных "духов" и "черпаков").

Думаю, стоит добавить, что Ваня Уфимцев -- не просто "труЪ-нёрд", а карикатурное изображение технической интеллигенции гуманитариями. Если отбросить шелуху, получается жестокий технократ, игнорирующий моральную ответственность перед гостеприимной "безобидной старушкой" и её "жалкими" голодными гостями.

Столкновение цивилизаций, у которого нет решения. Кроме, конечно, вручения гуманитарию учебника математики.

Впрочем, про математику будет в другой раз и не здесь. Потому что это катастрофа, а я сегодня не хотел депрессивного.

(frozen comment)

[personal profile] elotar 2021-07-26 03:51 pm (UTC)(link)
Мне не хочется. Вы же, вроде, пытаетесь какую-то мысль передать, но используете для этого непонятные собеседнику заклинания. Непонятно зачем все это.

(frozen comment)

[personal profile] elotar 2021-07-27 09:11 am (UTC)(link)
Это важно, то есть вместо общения с собеседником Вы пишите проповеди для неких воображаемых читателей, причем жестко в рамках личного культа (который Вы по какой-то причине называете "теорией"). Довольно интересная деятельность.

(frozen comment)

[personal profile] elotar 2021-07-27 10:19 am (UTC)(link)
В былые времена хорошим тоном считалось создавать в рамках культа индивидуальный словарь, чтобы не вводить в заблуждение использованием общеупотребительных слов в иных значениях. "Знания" там, например. Жалко, что сейчас это не принято.