vit_r: default (Default)
[personal profile] vit_r
Вторя часть. Тоже пока под замком

Mikhail Krutikhin
Мне всегда нравилось, что иранцы, после серьезного сопротивления принявшие ислам, все-таки сумели сохранить и свой язык, и календарь, и основы многовековой культуры - в отличие от, например, египтян, которые с энтузиазмом восприняли даже язык аравийских оккупантов.

Но многое Иран потерял. Геродот так писал о древних персах: "Лживость считают они постыдным пороком". С приходом ислама этические нормы поменялись на противоположные.
...
Слова путешественника Гобино в полной мере относятся и к современным иранцам. Даже во время публичных выступлений Хомейни, которых я выслушал немало, его речь воспринимали, как поток красивых, гладких, но совершенно бессмысленных слов. В положенный момент стоящий рядом с Хомейни секретарь делал знак, и толпа хором реагировала заранее разученными формулами одобрения.

В этой бездумной механистичности - сила ислама, в котором легко находиться, соблюдая скромный набор формальных правил. Но в этом - и его уязвимость. Публика может пойти и за другим хорошо организованным и целеустремленным краснобаем...


Mikhail Krutikhin
Увидел в комментарии к чужой публикации мнение мусульманина о цейлонских взрывниках. Дескать, самоубийство в исламе - "страшный грех". Так ли это? Вот что я писал в своем ЖЖ несколько лет тому назад:

Нашел интересный момент в персидском переводе Корана.

В арабском каноническом тексте: "И не убивайте самих себя" (4:29), а в персидском "Не убивайте друг друга". Получается, что у шиитов самоубийство - не под запретом. Отсюда недалеко и от оправдания террористов, взрывающих себя в толпе ни в чем не виноватых людей под лозунгами джихада.

Но и у суннитов не все склонны относить такие теракты к категории запрещенного Мухаммедом самоубийства. Египетский муфтий Мухаммед Сейед Тантауи, например, прямо высказался в "Аль-Ахрам": палестинские бомбисты в Израиле - не террористы, а мученики, павшие за веру. Правда, он добавил, что убийство женщин и детей лишает шахидов статуса мучеников. Ему вторит глава лондонской Всемирной исламской лиги шейх Сейед Мухаммед Мусауи.

А их коллега шейх Юсеф аль-Кардауи в апреле 2001 года в иорданской газете "Ар-Рай" заявил, что любые самовзрывания - не самоубийства, а "акции героев-шахидов, которые осуществляют их не от безнадежности и отчаяния, а по всепоглощающему желанию посеять ужас в сердцах угнетателей".

Как всегда, все зависит от толкователей.

Daniil Bograchev если все зависит от толкователей, то вообще не имеет смысла обвинять Коран. Так можно руководство по эксплуатации микроволновой печи объявить экстремистской литературой.

Felix Soifer Мне буквально на прошлой неделе выходка из вашей альма матери и американская phd утверждала, что ислам никогда не покушается на храмы других религий.

Mikhail Krutikhin Достаточно вспомнить, что было на месте дамасской мечети Омейядов.

Людмила Игнатьева Самоубийство христиане назвали грехом даже страшнейшим, чем убийство. Это ли не порабощение человека, так как отбирается у него право на собственную жизнь/смерть? Между тем, такие великие цивилизации (да, именно цивилизации!), как древне-римская и японская этого ПРАВА не отнимали. А значит выше ставили Личность и её выбор.


Mikhail Krutikhin
В комментах к одной публикации возникла дискуссия по поводу того, запрещает ли Коран думать. Я процитировал: "О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей!" (49:12). Но потом на всякий случай обратился к авторитетному источнику - "Трактату о предписаниях" аятоллы Хомейни.

Первый же раздел трактата посвящен именно этой теме. Чтобы соблюдать все нормы веры, пишет вождь исламской революции, у мусульманина три возможности.
1. Быть моджтахедом (признанным знатоком Корана и шариата, способным давать указания, соответствующие духу и букве ислама).
2. Во всем следовать наставлениям моджтахеда.
3. Соблюдать осторожность, то есть не делать ничего, если есть сомнения в соответствии поступка нормам ислама.

Самостоятельно думать и принимать самостоятельные решения мусульманин не должен, настаивает Хомейни.

...
Запрет на самостоятельное мышление (не говоря уже о мышлении критическом, то есть подлинно научном) - страшнее любого терроризма. Терроризм - лишь метод насаждения такого отношения к действительности.

...
В христианстве есть представление о свободе воли. В исламе такое под запретом.

Valeriy Bondars Знал. Б-г , в Торе всё может дать и всё отнять, - кроме свободы выбора!

Pavel Palazhchenko "Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь".

Mikhail Krutikhin Это все-таки не запрет, а грустная констатация факта.
...
У Хомейни, которого трудно заподозрить в незнании исламских норм, запрет.
...
Смысл предписаний Хомейни: ты, мусульманин, тупой, если ты не аятолла. А ты - не аятолла. Так что не думай ни о чем, а слушай моджтахеда.

Anton Suslonov Интересно, что христианство таки одобряет свободный выбор, см. притчу о блудном сыне "раскаявшийся грешник дороже ста праведников". Причем это верно даже для кальвинизма.

Mikhail Krutikhin Как писал один норвежский блогер, захват остатков Византии и Ирана бандами бесписьменных бедуинов можно уподобить дикарю, ворвавшемуся в библиотеку, который убил часть библиотекарей, оставшихся заставил молиться на каменный сарай где-то в аравийской пустыне, а потом объявил себя автором всех накопленных в хранилище книг.

...
В конце XIX века И.Н.Холмогоров в очерке об арабской литературе писал:
Замечательнее всего то, что в литературно-ученом движении арабов на первых порах принимают живейшее участие персы, усвоившие ислам. Это можно приписать тому обстоятельству, что персидская современная культура стояла выше арабского умственного развития.

И дальше:
Если арабы и не сами были виновниками многих полезных и важных изобретений, мы все-таки не можем отказать им в улучшении или в передаче этих изобретений другим народам.

И дальше:
С падением арабского халифата умственное движение у арабов прекратилось, и вся литература ограничилась изучением образцов классической эпохи и подражанием им. Только в нынешнем столетии, и то со времени завоевания Египта Мегметом-Али, началось новое движение, но и в этом движении главным образом принимали участие одни только христиане. Мусульмане же по-прежнему продолжали ограничиваться изучением древних образцов и плохим подражанием им.

...
Цитирую В.Д.Смирнова (конец XIX века): "Арабы тоже были мусульмане, но это не помешало им хоть на время войти в колею общечеловеческой образованности, стать передатчиками результатов древнеклассической науки новым народам и таким образом занять непоследнее место в истории человеческой культуры".

Valeriy Bondars Арабы - кочевники. Персы - земледельцы. Как правило земледельческие народы опережали в своём развитии кочевниров. У персов при Дарии в 500г.до н.Э. было государство разделённое на семь сатрапий, письменность и чеканилась золотая монета, впервые в мире.

Anton Suslonov В Андалусии высокая культура была еврейской. Потом там появились настоящие исламские "ученые" и университет Кордобы кончился. За сотню лет до Католических королей, но миф про высокую мавританскую культуру этот момент опускает.

Единственное место, где расцвет культуры после арабского завоевания был действительно уничтожен новыми завоевателями, это Багдад. Там действительно монголы пришли слишком рано, арабы еще не успели впасть в ничтожество.
...
Mikhail Krutikhin Не надо идеализировать прогресс и человеческий разум.

Profile

vit_r: default (Default)
vit_r

February 2026

S M T W T F S
12 34 567
8 91011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 09:43 am
Powered by Dreamwidth Studios