vit_r: default (Default)
[personal profile] vit_r
Mawaru Penguindrum закончился тем, чем и предполагалось. Мы тут сюжетных линий накрутили-навертели, сейчас мы все их обрежем, в узелок свяжем, а чтоб красиво было, налепим сверху банальной квазифилософии. Сама анимация фантастическая. Драматургия сцен на высочайшем уровне. А вот мир совершенно без логики и смысла.

Сейчас толпы фанатов закопаются в философию, японскую мифологию, историю аниме на глубину до Легенды о белой змее и начнут с умным видом рассуждать о том, что же авторы имели ввиду. Подозреваю, более продуктивным было бы выяснение того, какую дурь они курили. Впрочем, пост не об этом, а о детях.

Запаковывая новогодние подарки ещё раз отметил, что с каждым годом игрушки становятся всё более направляющими. Если изначально была Барби, то сейчас Барби у парикмахера. Просто Пират превратился в Пирата на Вёсельной Лодке с Пушкой Воющего с Акулой. И, чтоб дети случайно лишнего не играли, в Интернете ролики поставлены, как применять. Тот же Лего из набора блоков на все случаи жизни стал комплектом на один раз Собери по инструкции, поставь на полочку и не трогай. Про компьютерные игры и упоминать не надо. Всё заранее придумано, нарисовано, подготовлено. Только на кнопочки нажимай.

Кино, мультипликация, литература или строятся по проверенным схемам, когда повороты сюжета можно предсказать с секундомером в руках, или, что реже, состоят из армии роялей в кустах и череды квазифилософских загогулин, не связанных ни смыслом, ни логикой повествования. Плюс к этому идёт миграция от книжек через телевизор к компьютерным играм.

В итоге вся индустрия детских развлечений работает по двум направлениям: убить у ребёнка фантазию и разучить его искать в мире смысл.

Чтоб добиться результата, надо в заданной последовательности нажать на правильные кнопки. Чтоб сделать что-то, надо найти решение и скопировать. Чтоб получить что-то новое, надо пойти в магазин и заплатить деньги. Чтоб исправить ошибку, надо найти кнопочку Undo или восстановиться из сохранённой версии...

Всё. Творчество и поиск - процессы сложные, затратные и для самооценки опасные. Лучше повторять повторённое, копировать скопированное, плагиатить сплагиаченное.

Что создаст это поколение? Какой оставит след? Кстати, уже сейчас большинство немецких стартапов - повтор успешных, но ещё не добравшихся до Европы стартапов Долины. Как только Facebook появился в Германии, вся группа VZ начала стремительно терять пользователей. Оригинал всё-таки лучше копии.

Date: 2011-12-23 02:30 pm (UTC)
From: [personal profile] alll
> убить у ребёнка фантазию и разучить его искать в мире смысл

Первое несомненно, второе - ровно наоборотю Этот самый "смысл" как раз и подразумевает, что какой-то добрый дядечка спрятал в мире хитрую последовательность кнопок, которые надо нажимать. Вот способность жить в заведомо бессмысленном мире, наполняя его смыслами собственными - эти дети рискуют потерять, ага.

Date: 2011-12-23 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Наука - способ предсказывать собыитя на основе имеющихся результатов измерений. Когда законы и эвристики действуют - это можно сделать. Когда мир движется по воле "доброго дядечки", ничего понять и предсказать нельзя. Можно только молиться.

Кстати, упомянутый сериал как раз это очень хорошо показывает.

Date: 2011-12-23 02:50 pm (UTC)
From: [personal profile] alll
Это если дядечка обладал волей, но не обладал логикой. Конструкторы же игрушек пока что таковой вполне обладают, как минимум некоторые. О чём. кстати, я прочёл в вашей же заметке. :)

Что касается конкретно нашего мира - он определённо не движется по законам, созданным кондовым инженером. Современное состояние фундаментальной физики, афаик, ближе скорее к описанной вами концовке этого японского мультсериала. "Законы и эвристики", которые мы наблюдаем - они в изрядной степени столь же свойства человеческого ума, сколь и самого мира. Что вполне укладывается в "наполняя его смыслами собственными".

Date: 2011-12-23 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Дядечка не обладает логикой. Это один из фундаментальных споров квантовой физики.

Date: 2011-12-23 03:06 pm (UTC)
From: [personal profile] alll
У меня сложилось впечатление, что мы утратили нить обсуждения.

Да, "дядечка" нашего мира не обладает логикой. Да, именно поэтому искать в нашем мире заранее заложенный "смысл" не очень продуктивная идея. Да, именно поэтому игрушки, построенные по принципу "собери меня правильно одним-единственным способом" наврядли подготовят ребёнка к столкновению с нашим взрослым миром. Но - именно в силу вышесказанного, а не потому, что лишают его способности находить заранее заложенный смысл, это-то как раз они и надрессируют.

С другой стороны - сознание человека устроено так, что наиболее эффективно оно действует, когда находит в окружающем какой-то "смысл", позволяющий упростить наблюдаемую картину до такой степени, что она поместиться в довольно небольшом мозге человека. И человек должен не просто как-то учиться навязывать такие смыслы заведомо бессмысленным явлениям, но и как-то справляться с заведомой противоречивостью такой ситуации.

Date: 2011-12-23 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Есть законы физики, есть законы математики, даже в психологии есть законы, хотя они более статистические, чем конкретные. Именно про эту логику и шла речь.

В игрушках же можно прыгать с высоты десяти метров и лёд, раскалываясь, тонет.
(deleted comment)

Date: 2011-12-23 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Как всё запущено. Детская психология - достаточно хорошо исследованная область. В том числе и развитие творческих способностей.

Фантазия не абсурдна. В мире ребёнка его фантазии логичны и правильны.

300 лет назад никаких экранов не было. Были сказки, простой текст, который надо было перерабатывать воображением. Кстати, фолклор - это не правда, а то, что учёные очкарики хотели рассказать о народе.

Драматические схемы нацеленны на создание определённых эффектов. Всё равно что лампочка собаки Павлова. Выучить можно, а вот применять - не сотит. Потом эту лабораторную скотину выпускают в джунли и она там помирает, ибо не умеет познавать реальный мир.
(deleted comment)

Date: 2011-12-23 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Какая, нафиг, реальность, если она построена в 2D и по одной вечно повторяющейся схеме?

Плюс, в выдуманной "реальности" сплошные ошибки и допущения. После чего великовозрастные геймеры не в силах оценить высоту и ломают себе руки и ноги. Про межличностные отношения и упоминать влом. Всё ищут у человека кнопку, и очень удивляются, когда человек действует не так, как в кино.

Date: 2012-01-10 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] esc.livejournal.com
Ох как я согласен насчёт игрушек. И раньше был согласен, а уж как заделался отцом, так и вообще. Ибо проблема перешла из разряда теоретических в разряд жизненных.

А уж какой страх и ужас из себя представляют так называемые "развивающие" игрушки для самых маленьких...

Date: 2012-01-10 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Мы покупаем сейчас или наборы Playmobil - Lego или какие-то мозаики и заготовки для поделок.

Пищащих и говорящих только бабушки привозят. Но это добро быстро ломается.

Date: 2012-01-10 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] esc.livejournal.com
Если бабушки привозят из РОссии, то это двойной страх и ужас. Нам мои родители прислали какую-то улитку. Которая мало того, что не имела ни малейшего смысла с точки зрения обучения, так ещё и делала это заунывным учительским тоном. Я от него не спрятался под партой только по причине отсутствия таковой.

А ещё она играла Чунга-Чангу в миноре.

Profile

vit_r: default (Default)
vit_r

June 2025

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 4th, 2025 02:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios