vit_r: default (vit_r)
[personal profile] vit_r
Под невинным постом про анимешные сериалы [livejournal.com profile] zorag_ringael начал катить бочку на психологию, называя её лженаукой. По этому поводу хочется констатировать следующее.

Современная западная психология является наукой в той же мере, в какой ей является любая гуманитарная наука. При этом надо хорошо понимать, что в квантовой и релятивистской физике разбирается мало кто, в медицине ситуация гораздо лучше, и практически не найдётся человека, который заявил бы, что не смыслит нифига в психологии. Разве что ему уже поставили диагноз Аспергера и он смирился.

Как и в большинстве наук, большая часть статей и книг является вредной макулатурой. Но, как и в других областях (кроме экономики), существующие теории применяются до тех пор, пока предсказания дают хорошее совпадение с экспериментом.

Так теория теплорода уже не используется, потому что экспериментально доказана её несостоятельность, но выведенные из неё модели вполне успешно применяются для практических целей. Правда, им пришлось искать совсем другое объяснение.

Так работают восточные психотехники. Не смотря на то, что исходные теории на современный взгляд сильно бредовы, практические приёмы настолько эффективны, что во многих областях априори принимаются за правильные. Хоть, теория их описания и отдаёт алхимическими трактатами.

(Да, как физик по образованию и мировосприятию первым делом я проверил, совпадают ли предсказания с экспериментом. Вопреки воззрениям сегодняшней западной науки результаты сильно отличаются от статистической погрешности. Причины объясняются разными теориями, в том числе квантовыми, но пока что странны как корпускулярно-волновая природа света для физиков девятнадцатого века.)

Если вернуться к классической западной психологии, то она развивается и вырабатывает новые методики, заменяя или уточняя старые. Причём, это всё работает. Только не надо путать теории с реальными людьми. Сложные системы потому и сложные, что подобрать правильные модели к ним - задача нетривиальная.

Если сравнить американцев с советско-российскими психологами, то первые похожи на инженеров, а вторые больше напоминают искусствоведов.

Наиболее яркий пример: чёткий ясный и простой MBTI против мутной и баламутной соционики. Хотя, MBTI делали не совсем квалифицированные учёные, так что это просто схема предпочтений для практического применения. Классифицировать по ней не получается. Потому как хорошо тренированный I будет выдавать в тесте экстраверсии больше, чем слабый E, а F может научиться применять когда надо рациональное мышление.

Также стоит заметить, что западные учёные всё-таки подкрепляют свои книги не литературными построениями, а вполне солидными научными статьями. Например, вот список Эрика Берна.

В дочитанном на днях бестселлере Getting to Yes каждый приём ссылается на научные публикации авторов или других учёных. Кто хочет, может проверить.

Книжка кстати, весьма занятная, хоть по большей части и очевидная. И особой лажи там нет. Только похоже при сравнении западного и восточного убеждения авторы приняли за желание принести пользу группе типичную боязнь из группы выделиться или от неё отколоться.

Ещё там написано, что кофеин подавляет силу воли. Что, впрочем, я подозревал давно. Не зря в немецких фирмах он обычно бесплатный и вместо чая.

Впрочем, это фильтровое пойло и не совсем кофе. Испанка сегодня сказала, что такой вариант называют у них носковым.

Ещё в психологии попадаются интересные вещи. Например, статьи типа «Subjective Ratings of Robot Video Clips for Human Likeness, Familiarity, and Eeriness: An Exploration of the Uncanny Valley» Тут радует просто то, что люди подобным занимаются.

Date: 2013-06-06 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] cass1an.livejournal.com
" Но, как и в других областях (кроме экономики), существующие теории применяются до тех пор, пока предсказания дают хорошее совпадение с экспериментом. "
ну если бы все проблемы физики были политическим вопросом, там ситуация была бы не сильно лучше. Опять же, какая-нибудь гипотеза эффективного рынка при всей своей странности даже в теории, довольно хорошо совпадает с экспериментом.

Date: 2013-06-06 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tezzereth57.livejournal.com
Я вот жду, когда психология окончательно сольется с нейрофизиологией... Мне кажется, что им просто не хватает экспериментальных данных. Таких классически-злодейских экспериментов типа "взять сто человек, вколоть им гормон / шибануть током по мозгу, посмотреть что получится".

Date: 2013-06-06 07:08 pm (UTC)
From: [personal profile] alll
> Не зря в немецких фирмах он обычно бесплатный и вместо чая.

Так в чае же вроде тот же кофеин, ну разве что чуть поменьше из-за другого метода заварки.

Date: 2013-06-06 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
И поменьше, и профиль действия другой. Кофе тоже действует не сразу, так что надо сначала напоить, а потом дождаться пика.

Date: 2013-06-06 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
соционега как раз наименее мутная из - 5 бинарных осей, 32 типа

отрыв от реальности только в крайней примитивности бинарных величин - были бы хоть 8-битными, было бы больше похоже на реальность, но тогда горааздо больше типов и хрен их чем-то измеришь

Date: 2013-06-06 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Окончательно она не сольётся никогда. Потому что система слишком сложная и зависит от многих факторов.

Работы на стыке направлений идут постоянно. Результаты применяются в диагностике и лечении.

Для гормонов и электродов полно возможностей от мышей до обезьян. Но сейчас аналогичные данные просто получают на томографе. Что тоже даёт возможность только приблизительно описать процессы.

Date: 2013-06-06 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Экономисты просто делятся на обслуживающих правительство и работающих на рынок.

Теории первых предназначены для обоснования государственных заскоков. А у вторых бывают вполне приличные предсказания.

Date: 2013-06-06 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] zorag-ringael.livejournal.com
Ну, лженаука -- как-то совсем радикально.. )

Современная западная психология является наукой в той же мере, в какой ей является любая гуманитарная наука.

С такой формулировкой согласен.

Date: 2013-06-06 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
соционега как раз наименее мутная из - 5 бинарных осей, 32 типа

Астрология ещё правильнее. 2 х 2 х 3 = 12

Date: 2013-06-06 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
там есть хренова туча планет на самом деле и ейных домов ..

Date: 2013-06-06 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tezzereth57.livejournal.com
Ни мыши, ни обезьяны не могут сказать, что они при этом чувствуют. Пока не изобрели телепатию, хотя бы энцефалографическую, эксперименты на людях будут необходим.

Date: 2013-06-06 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] tezzereth57.livejournal.com
Кроме экономики и - бррр - политологии, короче, всего, что напрямую связано с политикой (новейшую историю тоже, наверное, сюда можно включить). Остальные гуманитарные типа искусствоведения или лингвистики - вполне нормальные науки, ничем не хуже биологии.

Date: 2013-06-06 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] cass1an.livejournal.com
Я бы скорее сказал, что государства постфактум цепляют какие-то идеи и школы, поскольку для каждой взаимоисключающей позиции найдется экономист, ее поддерживающий(хотя зачастую из совершенно безумных предпосылок или чаще далеко за пределами ее границ применимости). История монетаризма в Чили, например, когда они остались единственными не связанными с социалистами специалистами(а там были уникальные вещи кроме них, один "Киберсин" чего стоит). Вряд ли эта ситуация может быть объяснена какими-то их замыслами, так сложились обстоятельства.

Date: 2013-06-06 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_windwalker_/
Врут про кофе.

Date: 2013-06-06 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
В смысле?

Date: 2013-06-06 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Смысл экономическим светилам закладываться на неизвестность и ждать, снизойдёт ли на них благодать, если можно просто заняться обоснованием линии партии?

Date: 2013-06-06 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
С людьми тоже сложно. Они чувствуют одно, говорят другое.

В принципе, основные сведения об устройстве бортового компьютера были получены от людей с поражёнными участками мозга и другими болезнями.

Date: 2013-06-06 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Это уже дополнения. В газетах гороскопы составляются по Солнцу и 12 знакам Зодиака.

Date: 2013-06-06 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_windwalker_/
про силу воли.

Date: 2013-06-06 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
А в чём разница?

Date: 2013-06-06 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] cass1an.livejournal.com
Ну вот просто так случается, что сначала идеи, потом линия партии из готовых рецептов. На то они и светила.

Date: 2013-06-06 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_windwalker_/
разница в чём ?

Date: 2013-06-06 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Тогда к чему наезд? Я просто переформулировал результат их исследований другими словами.

Date: 2013-06-06 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Можно подумать, эти кухарки понимают сложные теории.

Date: 2013-06-06 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_windwalker_/
наезд в том, что кофе силу воли либо не меняет, либо меняет, но так что хочется дать в морду, а так всё верно.

Date: 2013-06-06 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Откуда такие странные выводы?

Date: 2013-06-06 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_windwalker_/
Я бы сказал что с квантором всеобщности нужно аккуратнее.

Date: 2013-06-07 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] nampuom.livejournal.com
я сравнительно недавно читал серию бестселлеров про Джека Ричера, так он наоборот доказывает, что от кофе сила воли растет.

А каков механизм подавления кофеином силы воли?

Date: 2013-06-07 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Это надо книжку взять и посмотреть, на какие статьи они ссылаются. Спроси у гугла "caffeine persuasive"

Date: 2013-06-07 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] nampuom.livejournal.com
Похоже, я это уже читал, есть вроде как одна работа eprints.aston.ac.uk/3684/ и масса комментариев.

Profile

vit_r: default (Default)
vit_r

February 2026

S M T W T F S
12 34 567
8 9 1011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 10:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios