vit_r: default (Default)
[personal profile] vit_r
Hl. Joseph von Nazareth 2026

Столетний Эрих Кестнер


Напишу ещё раз (см. Теория закрытых глаз или гуманитарные абстракторы / 5 kB / 2026-03-11) про сборник Erich Kästner, "Resignation ist kein Gesichtspunkt: Politische Reden und Feuilletons", 2025.

Девиз книги можно перевести на русский как "Смирение -- это не точка зрения".

Очень советую всем, кому надо дать почитать детям. Параллели с сегодняшним днём практически один в один. Понятно, что писатель не может не быть социалистом, потому что зарабатывает деньги как бабочка пархая с цветка на цветок, а не как пчела с утра в бюро или на завод. Однако, человек очень интересной судьбы (остался в Третьем Рейхе не смотря на то, что книги попали в список сжигаемых). И выжил.

В отличие от тех, кто героически погиб или героически ругал режим в эмиграции, сидел тихо и зарабатывал на жизнь прикрывшись конформизмом. Не состоял, не участвовал, но и в протестах замечен не был.

Понятно, что нашим (про)украинским анонимным посетителям хоть кол на голове теши, но людям из Российской Федерации (или исходно из Советского Союза) более чем стоит прочитать весь срез послевоенных мыслей по этому поводу.

Теперь насчёт заголовка. Просто перечислю темы, которые молодой Эрих Кестнер затронул в 1926 году, чуть меньше чем сто лет назад. (Статьи начинаются с мая.)

Цензура прекрасно уживается с парламентаризмом. Монархии монархиями, но и самые демократические из демократических правительств тоже с радостью затыкают неугодных, прикрываясь интересами общества и государства.

Народ в Европе хочет диктатуру, чтобы свалить на фюрера все проблемы и обеспечить романтичное историческое время. Кстати, как примером диктатора приведён среди прочих и Пилсудский в Польше. Напомню, это 1926: Адольф Гитлер уже активен (см. Пивной Путч), но ещё не созрел.

Кстати, надо бы как-нибудь посмотреть мемуары межвоенной Польши. Если руки дойдут.

Детям обязательно стоит выучить (или, хотя бы, прочитать) стихотворение Das Führerproblem, genetisch betrachtet (1931) (Ссылка на первый попавшийся ролик ютуба, читает Ernst Busch. Второе полезное стихотворение будет потом с другой платформы.)
Und: Alles, was seitdem geschah,
ist ohne diesen Hinweis nicht zu fassen.

Ещё одна замечательная статья критикует мирный процесс, но даёт много пищи для размышлений, если вылезти из конуры социалистического мировоззрения и посмотреть только на факты. Генералы собрались в Женеве по вопросу разоружения. Единственный рецепт для прочного мира, который им удалось выработать, заключается в обещании совместной газовой атаки на государство-агрессора.

Ещё одна статья ставит вопросы об оправдании палачей, когда понимание посттравматического синдрома и особых условий военного времени из констатации фактов превращается в оправдание преступлений и игнорирование нарушения норм морали.

Дальше по годам тоже много интересного. Особенно размышления про сжигание книг, которое проводили немецкие студенты под руководством профессоров. (Вот вам и наука. Вот вам и ковидобесие с экспонентой и тотальной овцинацией.)

И для наших украинских товарищей, подвывающих европидорасам про Трибунал, процитирую выборочно из списка обвиняемых на Нюрнбергском Процессе в комментариях к репортажу Эриха Кестнера.

- Gustav Krupp von Bohlen und Halbach, фюрер военной промышленности: Освобождён от обвинения по состоянию здоровья. Умер в 1950.

- Walter Funk, министр в кабинете Гитлера, в том числе отвечавший за ариизацию захваченных земель: Приговорён к пожизненному заключению. В 1957 выпущен по состоянию здоровья. Умер в 1960.

- Karl Dönitz, адмирал и в 1945 главнокомандующий по завещанию Адольфа Гитлера: Приговорён к пожизненному заключению. Выпущен в 1955. Умер в 1980.

- Baldur von Schirach, фюрер по делам молодёжи: Приговорён к 20 годам. Выпущен в 1966. Умер в 1974.

- Franz von Papen, вицеканцлер, потом посол в Вене и потом в Анкаре: Оправдан. Умер в 1969.

- Konstantin von Neirath, министр, дипломат и прочее: Приговорён к 15 годам. Выпущен в 1954. Умер в 1956.

- Hans Fritzsche, руководитель отдела радио в министерстве пропаганды: Приговорён к 9 годам. Выпущен в 1950. Умер в 1953.

Ещё для детей Erich Kästner, Projekt Deutsche Lyrik, gesprochen von Fritz Stavenhagen.

Не то, чтобы он мне нравился как поэт, но ознакомиться стоит. Особо полезно стихотворение про немецкое победобесие "Die andere Möglichkeit" (1929). (Для тех, кто не знает немецкого, Перевод Ефима Эткинда)

Date: 2026-03-19 03:29 pm (UTC)
zealer: (Default)
From: [personal profile] zealer
По поводу трибунала, сомневаюсь, что кто-то ожидает, что миллиону россиян дадут пожизненное.

непонятно, чего ожидают

Date: 2026-03-19 10:25 pm (UTC)
From: [personal profile] idan11
Ожидают репараций ака манны небесной на халяву.
Ожидает почти всё население и особенно власть.

Re: непонятно, чего ожидают

Date: 2026-03-19 10:34 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Помнится, репарации выплачиваются (тем или иным способом) стороной, проигравшей войну.
Какой вариант завершения этой войны - i.e. направление выплат подразумеваете вы?

Date: 2026-03-19 11:16 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Угу, сегодняшнюю неопределённость раскрыть можно и так: война продолжается за будущие репарации и цель войны - максимальные разрушения инфраструктуры противником, для чего требуется длительное время, соответствующие неудобства для населения, сопутствующие жертвы. Было бы смешно, если бы не было жутко - с сегодняшних стратегов/тактиков этой войны станется... ((

Date: 2026-03-19 11:47 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Эмм...это какой-то позор™
Авансирование под сомнительные в реальности репарации — какой-то новый уровень (или дно) фиатных денежных отношений. Уже не просто на вере людей своим правительствам, а на приказе налогоплательщикам: "верить"!
Да еврабия просто и тихо спишет кредит, когда всё, дай Б-г, как-то закончится там. Ну как, например, ссср (и не только) списывал долги своим сателлитам, которые, среди прочих достижений воевали вовсю.

путаете

Date: 2026-03-19 10:45 pm (UTC)
From: [personal profile] idan11
Репарации выплачиваются за нарушение международного права (агрессию), контрибуции — по праву победителя.
РФия проиграла ввязавшись в длительную войну - не смогли за три дня и нечего было продолжать.

Re: путаете

Date: 2026-03-19 10:49 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Как-то даже неудобно цитировать...

"Репарации (от лат. reparatio — «восстановление») — это в международном праве форма материальной ответственности государства за ущерб, причинённый другому государству в результате агрессии, войны или международного правонарушения.
Простыми словами: это компенсация (деньгами, товарами, оборудованием, территорией и т.д.), которую проигравшая / признанная виновной в войне страна выплачивает победителю или пострадавшим странам для возмещения ущерба."

ЗЫ. Очевидное - кого и кто признаЁт виновным в войне вполне может отличаться от того, кого признАют обязанным платить репарации по факту поражения в войне.

ЗЗЫ. По слухам из Сети: "Репарации следует отличать от контрибуций, существовавших на практике до 1919 г. Уже в Версальском мирном договоре 1919 г. нет упоминания о контрибуциях, а говорится лишь о Р. как о форме возмещения ущерба, причиненного Германией и ее союзниками в ходе 1-й мировой войны 1914-1918 гг."
Edited Date: 2026-03-19 11:09 pm (UTC)
From: [personal profile] idan11
...признанная виновной в войне страна выплачивает ... пострадавшим странам для возмещения ущерба..

Так кто тут у нас агрессор?
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Хоспидя... значок slash означает "и/или". Кому, почему и что присудят в реале, станет ясно ПОТОМ.
Вплоть до ничего никому.

Date: 2026-03-19 03:53 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Да, Кестнер не столько поэт, сколько мудрец, видавший виды в недобрые времена. Стихотворение "Brief an meinen Sohn", к примеру, достает до самых...особенно, если у человека уже взрослые дети.

Date: 2026-03-19 06:20 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Очень советую всем, кому надо дать почитать детям.

Вы предполагаете, что детям читать эту книгу будет интересно?

Date: 2026-03-19 06:23 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Отчасти, любопытно, кто или что привело вас в комментарии этого блога?

Date: 2026-03-19 06:33 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
Анализ поведения украинцев и россиян в этой войне.

Date: 2026-03-19 06:38 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
Вы ответили на незаданный вопрос, но спасибо - его задавать не придется.
Исходный вопрос был о вашем пути именно в этот блог. Очевидно, что случайно наткнуться на конкретный блог в сегодняшней Сети невозможно.
Edited Date: 2026-03-19 06:39 pm (UTC)

Date: 2026-03-19 07:00 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> о вашем пути именно в этот блог

Путь через комментарии в других блогах.
Какие-то комментарии [personal profile] vit_r мне показались интересными.

Date: 2026-03-19 07:36 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
ОК.
Осторожно замечу некоторую вашу невнимательность к фразе топикстартера: "Очень советую всем, кому надо дать почитать детям."
Уточнение "кому надо" резко сужает круг адресатов этой фразы и делает невозможным обобщение на всех детей, так как принимать решение об интересности (скорее, желательности) прочтения для детей будут только те, "кому надо", а вовсе не дети самостоятельно.

Date: 2026-03-19 08:00 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Уточнение "кому надо" резко сужает круг адресатов этой фразы

Нет, не сужает резко.
Потому что непонятно что именно надо в "кому надо".

> принимать решение об интересности (скорее, желательности) прочтения для детей будут только те, "кому надо"

Как узнать кому именно надо?

> а вовсе не дети самостоятельно.

Если детям неинтересно, то убедить их прочитать и понять книгу - очень трудно.

Date: 2026-03-19 08:05 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
>>> Нет, не сужает резко
Да, сужает резко, т.к. "кому надо" есть подмножество множества "всех". При этом подмножество "кому надо" может быть даже пустым - случай, когда не надо никому. )

Date: 2026-03-19 08:16 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> подмножество "кому надо" может быть даже пустым

Может быть пустым, а может быть и не пустым.
Поэтому я и попросил [personal profile] vit_r прояснить свою мысль.

Date: 2026-03-19 08:20 pm (UTC)
alex_router: (Default)
From: [personal profile] alex_router
))

Date: 2026-03-19 09:02 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Кто не понял, тому не надо.

Я так и предполагал.
Спасибо за подтверждение.

Date: 2026-03-19 09:29 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Народ, который хотел фюрера для романтического времени, получил романтики полные штаны.

В списке оправданных самый интересный кмк это Ялмар Шахт. С фюрером он был не согласный, протестовал и уходил в отставку, но все же без предвоенной экономики танки не поехали бы ни в 38, ни в 39. Cамый прикол был с Куртом Вальдхаймом конечно! Это натурально киношная история, трудно даже поверить что такое было.

Profile

vit_r: default (Default)
vit_r

March 2026

S M T W T F S
1 2 34 5 6 7
8910 11121314
151617 18 192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 12:06 am
Powered by Dreamwidth Studios