Этнографическое
Apr. 6th, 2016 02:28 am
Посмотрел на четверть утраченное наследие ЮНЕСКО. Точнее, во время того, как в библиотеке ограничивал количество взятых ребёнком фильмов, заметил знакомое название и, видимо, поддавшись деструктивному влиянию
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Ну что сказать... Зря. Плакаты - это лучшее, что есть в фильме.
Хорошо, что фильм был снабжён комментарием реконструктора. Я его сразу включил, и так просмотр оказался не слишком занудным.
Понятно, почему эта немецкая тягомотина с тоннами морализаторства и философских отсылок провалилась в прокате. (Как провалилась и порезанная специалистами Голливуда кастрированная версия.) Из впечатляющего там только индустриальные пейзажи. То есть, частично рисованные, частично кукольные мультфильмы. Причём, в семейном подряде Erich Kettelhut создавал архитектуру мира, а его жена Aenne Willkom - костюмы.
В остальном, просмотр бонусного диска с историей, реставрацией, фотографиями и картинками оказался интереснее самого фильма.
В плане этнографическом стоит только отметить, что фильм проповедует союз труда и капитала (в лице обслуживающих машин рабочих и создающих машины инженеров). В фильме это названо сердцем, в реальности вылилось в социальное государство с заменой создателей технических и организационных систем на нынешних финансовых чиновников.
В Метрополисе демиург управляет миром через секретарей и лояльных рабочих. В реале люди, не способные ничего создать и пригодные только на выполнение приказов, лезут во власть. (Обычно, быстро разваливая то, что создано не ими.)
Конечно, актёры играют хорошо. (При немом кино все хорошо играли.) И кадр тогда строить умели. И дети, спасающиеся от потопа, не слабее «Титаника». Но густой слой морализаторства всё гасит.
Единственный положительный персонаж - Rotwang, der Erfinder. Маг-инженер с железной лапой, пытавшийся вернуть свою любимую, ушедшую к главному буржую и умершую при рождении тому сына.
Объединив магию с последними достижениями электротехники, он создаёт андроида. Потом он встаёт на тропу мести, ловит живой образец и превращает механическую женщину в секс-бомбу, сводящую с ума как богатеньких буржуйских сынков, так и простых революционных рабочих. (Причём, эротика бунта рабочих поражает вместе с их жёнами.)
Однако, безумный маг-инженер наделён всеми недостатками голливудского злодея: слишком много болтает и в разборках не использует технических средств, ограничиваясь банальным мордобоем. Впрочем, он и безумным изображён только потому, что авторы не знали, что с ним иначе делать.